Суббота, 04.04.2015
-=Свободное плавание=-
Меню сайта
Категории блога
Словари и памятки
Выставки
Сан Джованни Батиста
Легендарные личности
Великие сражения
Интересные факты
Каюта
Статьи и заметки
Реклама
Блог 2011 Сентябрь 20 А.С. Целовальников. Справочник судомоделиста. Модели парусных кораблей. Том 3
???
14:13
А.С. Целовальников. Справочник судомоделиста. Модели парусных кораблей. Том 3



А.С. Целовальников. Справочник судомоделиста. Модели парусных кораблей. Том 3


скачать книгу с freeswimming.ru[2,44 Mb]


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Глава I. Из истории развития русского парусного флота в IX — XVII вв.
§ 1. Судостроение
§ 2. Судостроение в эпоху Петра I (первая четверть XVIII в.)
§ 3. Судостроение во второй половине XVIII в
§ 4. Судостроение в первой половине XIX в
§ 5. Экспедиции, открытия, кругосветные плавания
§ 6. Эра клиперов
Глава II . Изготовление корпусов моделей парусных кораблей
§ 7. Устройство корпуса парусного корабля
§ 8. Убранство русских кораблей
§ 9. О теоретическом чертеже
§ 10. Материалы, применяемые в судомоделировании
§ 11. Клеи, применяемые в судомоделировании
§ 12. Способы изготовления корпусов моделей
§ 13. Общие правила окраски моделей кораблей
§ 14. Окраска моделей парусных кораблей
§ 15. Покрытие моделей лаками и полирование
§ 16. Изготовление миниатюрных парусных моделей
Глава III. Артиллерийское вооружение парусных кораблей
§ 17. Развитие артиллерии в России
§ 18. Корабельная артиллерия
§ 19. Об артиллерийских палубах (деках)
§ 20. Орудийные порты
§ 21. Изготовление и установка орудий на модели
§ 22. Деление парусных кораблей на ранги
Глава IV. Судовые устройства и дельные вещи парусных кораблей
§ 23. Якорные устройства
§ 24. Изготовление якорей для моделей кораблей
§ 25. Шпили и брашпили
§ 26. Шлюпочные устройства парусных кораблей
§ 27. Изготовление макетов шлюпок
§ 28. Рулевые устройства парусных кораблей
§ 29. Некоторые дельные вещи на парусном корабле
Глава V. Рангоут и такелаж
§ 30. Рангоут
§ 31. Основные пропорции рангоутных деревьев линейных кораблей
§ 32. Стоячий такелаж
§ 33. Бегучий такелаж рангоута
Глава VI. Парусное вооружение корабля
§ 34. Прямые паруса
§ 36. Косые паруса на кораблях с прямым вооружением
§ 36. Детали прямых парусов
§ 37. Детали косых парусов
§ 38. Бегучий такелаж — снасти для управления парусами
§ 39. Изготовление парусов для моделей кораблей
§ 40. Классификация парусных судов в зависимости от типа парусного вооружения
Глава VII. Тросы, блоки, тали и другие дельные вещи, необходимые для проводки и крепления такелажа
§ 41. Тросы
§ 42. Узлы
§ 43. Блоки
§ 44. Тали
§ 45. Дельные вещи, необходимые для проводки и крепления такелажа
§ 46. Изготовление блоков и юферсов для моделей кораблей

Справочник судомоделиста

Часть III

Модели парусных кораблей


© Издательство ДОСААФ СССР, 1983 г.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Судомодельный спорт непрерывно совершенствуется. Накапливаются опыт и знания, поднимается культура изготовления моделей и техническое мастерство спортсменов. Судомоделизм стал одним из популярнейших видов детского технического творчества, В школах, Дворцах пионеров, ДЮСТШ, морских клубах ДОСААФ им занимаются более 120 тысяч человек.
Занимаясь судомодельным спортом, отдавая свое свободное время созданию моделей кораблей и судов различных классов, молодежь знакомится с основами морского дела и судостроения, приобретает разносторонние знания. Постройка моделей и движителей к ним способствует развитию трудовых навыков, конструкторской мысли, воспитывает стремление к творчеству и экспериментированию. Многие судомоделисты становятся затем моряками, офицерами ВМФ, конструкторами и строителями настоящих кораблей.
Но судомодельный спорт не был бы спортом . в подлинном смысле, если бы он ограничивался лишь изготовлением моделей, Спорт — это соревнование, состязание творческой мысли и технического мастерства. Выявить, чья. модель лучше, маневреннее, быстроходнее, можно только участвуя в соревнованиях. В нашей стране соревнования по судомодельному спорту регулярно проводятся с 1949 г.
В 1963 г. судомодельный спорт вошел в Единую всесоюзную спортивную классификацию. С этого времени подготовлено более 350 мастеров спорта СССР и 40 мастеров спорта СССР международного класса.
В 1978 г. был издан «Справочник судомоделиста», который знакомил с изготовлением корабельных устройств и дельных вещей моделей кораблей и судов. В 1981 г. вышла II часть Справочника, которая отвечала на ряд новых вопросов: как спроектировать модель корабля,- из чего лучше и как построить корпус модели, как рассчитать и изготовить гребной винт, какие двигатели и источники тока применяются для приведения модели в движение. Кратко были описаны все виды вооружения корабля: артиллерийское, ракетное, торпедное, минное, противолодочное и штурманское.
Предлагаемая III часть Справочника является завершающей, В ней кратко излагаются сведения о зарождении и развитии русского парусного флота, о наиболее выдающихся боевых действиях флота и о кораблях-героях того времени. Довольно подробно рассказывается о рангоуте, такелаже и парусном вооружении корабля, об артиллерийском вооружении различных парусных кораблей и, наконец, освещается самый главный вопрос — изготовление модели и различных деталей парусного корабля.
Настоящий Справочник может служить пособием как для руководителей кружков судомодельного спорта, так и для отдельных судомоделистов-любителей. В нем изложены все основные вопросы по постройке моделей парусных кораблей.
В последние годы по моделям настольных парусных кораблей начали регулярно (ежегодно) проводиться соревнования (конкурсы) на лучшее и точное их изготовление.
Автор считает своим долгом выразить искреннюю благодарность и признательность за оказанную помощь при работе над III частью Справочника адмиралу В. Н. Алексееву, инженеру-кораблестроителю С. Т. Лучининову, историку-исследователю И. А. Иванову, заведующему сектором хранения моделей и корабельной техники Центрального военно-морского музея А. Л. Ларионову за ценные замечания и полезные советы, а также за предоставление своих материалов и чертежей, опубликованных в разное время в журналах «Судостроение» и «Моделист-конструктор».

ГЛАВА I.

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ПАРУСНОГО ФЛОТА В IX — XVII вв.

§ 1. Судостроение

Судостроение на Руси. Кораблестроение на Руси имеет древнюю и самобытную историю, обусловленную развитием экономики России. Русский народ на протяжении многовековой истории всегда был народом-мореходом. В его истории большое значение имели реки, они были удобными, а в большинстве случаев и единственными путями сообщения. Реки способствовали объединению славянских племен в единый русский народ. Судоходство и судостроение составляли основное занятие русских людей, живших на берегах рек и морей. Особенно большое значение имел Днепр, верховье которого близко подходило к бассейну Западной Двины и к озеру Ильмень. Крупнейшие древнерусские города Киев и Новгород стояли на оживленном водном пути, ведущем из Балтийского моря в Черное. Этот путь связывал север Европы с югом, Скандинавию с Византийской империей. Назывался этот путь Великим водным путем из варяг в греки. На легких судах славяне проходили из Балтийского в Черное море.
Уже в IX — X вв. киевляне и новгородцы умели строить крупные суда. Центром южнорусского судостроения был Киев. В древних летописях русские суда именовались не только ладьями (лодьями), но также и кораблями (от слова кора, короб), скедиями, наседами и т. п. Кораблями летопись называет суда, на которых ходили на Царьград Аскольд в 860 г., Олег в 907 г., Игорь в 941 г. Суда того времени достигали 20 м длины и 3 м ширимы. Поднимали они по 40 — 60 человек.
Значение транзитных водных путей для морской и речной торговли сильно пошатнулось в середине XI в., когда государство Ярослава Мудрого распалось на ряд враждующих между собой княжеств. Между тем новгородское судоходство и судостроение продолжало развиваться самостоятельно, независимо от Киева. Северная Русь прочно стояла на Балтийском море. В XII в. морской путь из Руси в Балтику был в полном владении новгородцев. Новгородские купцы начиная с ИЗО г. часто бывали на острове Готланде, в Дании, Швеции и Шлезвиге. Новгородцы чувствовали себя на Балтике так же привольно, как ранее их южные сородичи на водах Черного моря. На севере начиная с XII в. поморы для промысла морского зверя и песцов доходили до Груманта (Шпицберген).
Византийские корабли XI — XII вв. оставались почти исключительно гребными. Славяне же в те времена не знали рабства, имели более свободные отношения, которые способствовали развитию более совершенного морского транспорта — парусного.
И только татаро-монгольское нашествие на юге в XII — XIII вв. и шведско-немецкое вторжение на севере надолго приостановили рост русского мореходства. Русь на несколько веков оказалась отрезанной от морских берегов, а также от большинства международных путей.
Судостроение на Севере. Новгородские и северные земли не подвергались татарскому нашествию, и здесь русское судостроение продолжало интенсивно развиваться. В первой половине XV в. соловецкие монахи начали плавать по Белому морю, а в XVI в. они на его берегах имели уже собственные верфи. Очень важное значение приобретает путь по Северной Двине и ее притокам до г. Новохолмогоры, возникшего в 1584 г., а в 1613 г. переименованного в г. Архангельск. Этот путь давно был известен новгородцам: из устья Двины они выходили в Белое море и Северный Ледовитый океан. Новгородцы строили различные суда — ладьи (лодьи), кочи, карбасы, шняки и многие другие.
Кочи северных поморов представляли собой прочные однопалубные деревянные корабли. Подводная часть их корпуса имела округлую форму, которая способствовала тому, что при сжатии льдов коч выдавливался к поверхности и оставался невредимым. Длина кочей была 20 — 25 м, ширина около 5 м и осадка до 1,5 м при водоизмещении 50 — 60 т. Команда состояла из 10 — 15 человек. Вооружены кочи были одним большим холщовым парусом высотой 13 м и шириной 8 — 8,5 м. Кочи были замечательными образцами раннего русского кораблестроения. Для связи с берегом на кочах имелись одна-две небольшие лодки (кочки), для подъема якоря на палубе стоял ворот, на корме было установлено рулевое управление. На палубе в кормовой части помещалась каюта. При коче всегда имелся необходимый инструмент для ремонта и даже постройки нового судна. Потеря коча вследствие простоты его устройства не являлась непоправимой бедой.
К началу XVIII в. почти все огромное пространство вдоль северных берегов Азии было исследовано русскими мореплавателями. Основным типом мореходного судна на севере и северо-востоке являлся в то время коч. Землепроходцев, двигавшихся в восточном направлении, вполне удовлетворяли кочи как тип мореходного судна, подходивший к условиям плавания на севере. Поморское судостроение сыграло огромную роль в развитии военно-морского флота в период деятельности Петра I.
Владея побережьями Белого моря и Ледовитого океана, русские поморы на своих судах выходили в открытое море. В середине XVI в. они на ладьях и кочах поднимались до 73 — 75° северной широты, плавали по Карскому и Баренцеву морям. Посещали Шпицберген, Новую Землю и Мангазею — заполярную торговую столицу, находившуюся на реке Таз, что впадает в Обскую губу в двухстах километрах от моря.
Кочи сыграли значительную роль в географических исследованиях XVI — XVII вв. Семнадцатый век был веком славы смелых поморов русского севера. В этом столетии северные поморы на своих кочах проплыли по всему Великому северному морскому пути от устья Печоры до Охотского моря. В 1643 г. С. И. Дежнев, выдающийся русский мореход, выходец из крестьян русского поморья, спустился по реке Индигирке до Северного Ледовитого океана и морем на коче достиг реки Алазеи, а в 1648 г. он, выйдя из устья Колымы, первым в мире проплыл по проливу, отделяющему Азию от Америки, который впоследствии был назван Беринговым. Это было великое географическое открытие.
Судостроение на юге. Уже в первой половине XVI в. Московское государство начало борьбу за возвращение исконных земель на западе. В XVI столетии при царе Иване IV (Грозном) Московское государство продолжало упорно пробиваться к морям. В 1572 — 1577 гг. войска Ивана IV освободили от владычества Ливонского ордена почти все захваченные немцами русские земли в Прибалтике. Но надолго удержать за Россией западное побережье Балтики и Финского залива не удалось. Во второй половине XVI в. к России были присоединены Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, Ногайская орда и земли башкир. Россия овладела волжским путем с выходом в Каспийское море. Было завершено построение централизованного Московского государства и ликвидированы следы монгольского засилья.
Не имея возможности создать военный и торговый флот на Балтике, Московское государство начало строить его на Волге для обеспечения широкой торговли с Персией, Индией и народами Кавказа на Каспийском море. С этой целью в Нижнем Новгороде в 1636 г. был построен из соснового дерева первый русский корабль «Фредерик» длиной 36,5 м, шириной 12 м и осадкой 2,1 м. Он имел плоское днище, три мачты с парусами и, кроме того, 24 больших галерных весла. Вооружен он был несколькими пушками и вмещал 78 человек экипажа и пассажиров. Из Нижнего Новгорода через Каспийское море он ходил в Персию с посольством, имевшим целью начать торговлю с Россией персидскими шелками. Появление на Волге и Каспии «Фредерика» вызвало огромную сенсацию, однако ему не повезло — в районе Дербента он потерпел во время шторма аварию и был выброшен на берег.
Но задолго до постройки «Фредерика», еще в 1556 — 1559 гг. русские воины спускались по Днепру на своих чайках и успешно высаживались около Очакова и даже на северных берегах Крыма. Во время одного из этих походов им удалось захватить два турецких корабля. Много страху нагнали эти походы русских на Крымскую Орду.
А в скором времени до турок донеслась весть о том, что в низовьях Днепра появились казаки, которых называли запорожцами. Здесь они на острове Хортица основали свою твердыню — Запорожскую Сечь и уже в 1575 г. совершили поход в Крым, а потом пересекли море, взяли турецкие крепости Синоп и Трапезунд и разорили Константинополь. Однако турецкие султаны и подвластные им татарские ханы надеялись, что сильные морские заслоны у Очакова и Азова больше не позволят русским кораблям вырваться на просторы Черного моря.
И вдруг — случилось это в 1589 г. — на Черном море появились чайки запорожских казаков. Вышли они из Днепра, дождавшись ночи, провели свои корабли мимо всех вражеских постов и оказались на морских просторах. Турки узнали об этом только тогда, как казаки захватили в море один из турецких кораблей и напали на город, стоявший на месте нынешней Евпатории. Тогда турки усилили свои сторожевые посты и стали еще бдительнее охранять выходы из Днепра и Дона. Но прошло немного лет, и в 1609 г. запорожские казаки на своих чайках снова оказались в море. На этот раз они захватили 10 турецких галер со всем грузом и напали на город Варну (в наше время один из болгарских портов).
С этого времени чуть ли не каждый год чайки запорожцев вырывались в Черное море, стали пересекать его, добираться до важнейших турецких портов на южном и западном побережьях. Вскоре к ним присоединились донские казаки на своих стругах, которые также успешно прорывались мимо Азова и далее через Керченский пролив. В последующие годы казаки продолжали свои смелые морские походы, все чаще и чаще появлялись их корабли у берегов Турции.
В 1615 г. на 70 чайках запорожцы совершили морской набег на берег Босфора и окрестности Константинополя. На обратном пути, недалеко от устья Дуная, на запорожцев напали турецкие корабли. Произошел бой, который окончился разгромом турок. Казаки потопили и захватили много турецких галер, остальные были обращены в бегство. Командующий турецким флотом (ка-пудан-паша) был взят в плен.
Через несколько лет (в 1625 г.) запорожские и донские казаки на 150 судах снова оказались у побережья Босфора. Спасаясь от русских кораблей, султан вынужден был у самого Константинополя протянуть цепь через пролив, как делали византийцы более семисот лет назад.
В 1637 г. (почти за 60 лет до того, как это сделал Петр I) донские казаки взяли турецкую крепость Азов и владели ею до 1642 г. Только после окончательного отказа царя Михаила Федоровича принять Азов в свое владение казаки разрушили крепость и город до основания и ушли на Дон.
Запорожские чайки и.донские струги были сравнительно небольшими гребными судами длиной 18 — 20 м, шириной 3 — 4 м и осадкой до 1,5 м. Они имели 20 — 40 весел и один парус, который поднимался только при попутном ветре. Вооружение судов состояло всего из 4 — 5 легких пушек (каждый боец имел два ружья и саблю). Вмещали они 50 — 70 человек. Чайки не имели киля, в. качестве основания корпуса было выдолбленное дерево, которое затем к верху обшивалось досками и обвешивалось камышом для предохранения от стрел.
Почему же многочисленный флот турок, его крупные, хорошо вооруженные галеры не могли противостоять казакам и терпели поражение за поражением? Источником силы казаков была особая тактика ведения боя. Пользуясь тем, что их чайки и струги были мало заметны при плохой видимости, особенно в сумерки или ночью, они скрытно сближались с более сильным противником и стремительно шли на абордаж, а при отходе рассредоточивались так, что их трудно было преследовать. Внезапность нападения не позволяла туркам вовремя сосредоточить свои силы, использовать преимущества артиллерии. Именно такая тактика в большинстве случаев обеспечивала казакам превосходство над многочисленным и лучше вооруженным противником.
В 1649 г. страх перед казацкими морскими набегами заставил турецкого султана заключить с Богданом Хмельницким, гетманом Украины, договор о мире и торговле. Казацким судам было разрешено заходить во все турецкие порты на берегах Черного и Эгейского морей, свободно проходить через проливы Босфор и Дарданеллы.
В том же столетии донские и уральские казаки совершали смелые походы по Волге и Уралу в Каспийское море. По Волге и Каспийскому морю проходил очень важный для русского государства водный торговый путь, по которому шла оживленная торговля с восточными странами. Для охраны этого пути пришлось русскому государству начать строительство собственного флота на Волге и Каспии. В 1668 г. был сделан первый шаг к созданию русской регулярной военно-морской силы на Каспийском море: на реке Оке в селе Дединово был спущен на воду большой парусный корабль «Орел» длиной по ватерлинии 24,5 м, шириной 6,5 м и осадкой 1,5 м. Вооружен он был 22 пушками, экипаж его составлял 58 человек. В отличие от «Фредерика» этот корабль был первым двухпалубным чисто парусным трехмачтовым военным кораблем (рис. 1 — 4). Однако корабль «Орел» и приданная ему Волжско-Каспийская флотилия просуществовали недолго. В 1670 г. они были сожжены казаками в Астрахани в период восстания Степана Разина.

§ 2. Судостроение в эпоху Петра I (первая четверть XVIII в.)

Экономическое и политическое развитие России настоятельно требовало выхода к морям. К началу XVIII в. для этого имелись все необходимые силы и средства, а историческим деятелем, сумевшим использовать эти силы и средства для разрешения назревших задач, был Петр I. Вместо попыток постройки единичных морских судов начинается громадное строительство флота. «Морским судам быть» — выносит решение 20 октября (по ст. ст.) 1696 г. боярская дума после доклада Петра I.
Мысль о необходимости для русского государства иметь флот возникла у, Петра I еще в ранней молодости, после удачных опытов постройки судов на Переславском озере в 1689 — 1692 гг. (два малых фрегата и три яхты), причем Петр I сам принимал участие в работах рядовым плотником. В 1693 г. Петр I, будучи в Архангельске, закладывает Соломбальскую верфь и строит на ней два корабля — яхту «Святой Петр» и корабль «Святой Павел» и одновременно заказывает пришедшим в Архангельск голландцам 44-пушечный фрегат «Святое пророчество». В 1694 г. Петр I опять был в Архангельске, где впервые вышел в открытое море с эскадрой из трех кораблей, провожая голландское торговое посольство.

Модель корабля «Орел» (общий вид)

Рис. 1. Модель корабля «Орел» (общий вид):
1 — форштевень; 2 — парус нижний блинд; 3 — блинда-рей; 4 — бушприт; 5 — мачта на буш-прите- 6 — парус верхний блинд; 7 — фок; 8 — фок-мачта; 9 — фока-рей; 10 — фор-марс; 11 — фор-марсель; 12 — фор-стеньга; 13 — фор-марса-рей; 14 — грот, 15 — грот-мачта; 16 — грота-рей- 17 — грот-марс; 18 — грот-марсель; 19 — грот-стеньга; 20 — грот-марса-рей; 21 — Сизань-мачта; 22 — крюйс-стеньга; 23 — крюйсель; 24 — крюйс-марса-рей; 25 — бизань-рей;2S — бизань- 27 — кормовые отличительные огни; 28 — ахтерштевень; 29 — галерея (штульцы); JU — пушечные порты гондека; 31 — ванты; 32 — бегин-рей; 33, 34, 39, 44, 45 — штаги; 35 — стень-ванты- 36 40 — брасы- 41 — булинь (грот-марса-булинь); 37, 42 — чиксы; 3« — юферсы; риф-сезни; 46 — якорные клюзы; 47 — грота-гитовы

Модель корабля «Орел» (вид сбоку и сверху)

Рис. 2. Модель корабля «Орел» (вид сбоку и сверху):
1 — форштевень; 2 — крамбол; 3 ~ становой якорь (2 шт.); 4 — бак; 5 — шпиль; 6 — верхняя (главная) палуба; 7 — грузовые люки (и вентиляция); 8 — руслени; 9 — входной люк; 10 — кофель-планка; 11 — румпель; 12 — главная ватерлиния; 13 — гондек; 14 — Утка фока-шкпта

Детали модели корабля «Орел»

Рис. 3. Детали модели корабля «Орел»:
1 — крамбол; 2 — становой якорь; 3 — шпиль; 4 — 6-весельный барказ; 5 — входной люк; 6 — кофель-планка; 7 — румпель; 8 — кормовой флагшток; 9 — ют; 10 — 6-фунтовая пушка (6 шт.); 11 — 3-фунтовая пушка (10 шт.); 12 — каменный балласт, 13 — киль; 14 — грузовой трюм; 15 — усиленная обшивка (бархоут); 16 — шпангоут; 17 — четырехлапый якорь.

Декоративное убранство кормы и носа модели корабля «Орел»

Рис. 4. Декоративное убранство кормы и носа модели корабля «Орел»

Покинув Архангельск, Петр I предпринимает первый Азовский |юход против Турции. Готовясь к этому походу, Петр I основал А Воронеже судостроительную и судосборочную верфь. За короткое время здесь было построено 22 галеры, 4 брандера и 2 корабля типа галеасов.Однако первый Азовский поход (1695 г.) закончился неудачно, взять Азов не удалось. Созданная Петром флотилия (в основном ?из галер) оказалась недостаточной и плохо вооруженной для блокады приморской крепости.
Но неудача не обескуражила Петра, он с тройной энергией принялся за подготовку ко второму походу на Азов. В Воронеже начал строиться более мощный флот, а весной 1696 г. под Азовом появился русский флот в составе двух фрегатов, 23 галер, 4 брандеров и свыше 1000 мелких судов и барж для транспортировки войск. Флотом командовал Лефорт, а Петр был волонтером на одном из фрегатов. Второй Азовский поход увенчался блестящим успехом — в июле 1696 г. Азов был взят. Созданный Петром флот обеспечил взятие Азова. В Азове Петр I устроил первый морской военный порт.
Однако задача выхода России к Черному морю взятием Азова еще не была решена. Для этого необходимо было овладеть Керчью, а для осуществления этой задачи нужен был еще более сильный флот. Началась подготовка к третьему походу. Верфь в Воронеже была расширена, построены мастерские и склады для леса. Кораблестроение в Воронеже продолжалось, а ближе к Дону начали создаваться новые верфи.
Первые попытки строительства надежных кораблей для будущей Азовской флотилии убедили молодого Петра, что иностранные кораблестроители, приглашаемые им на службу в Россию, были малосведущими в своем деле или не хотели выдавать всех своих секретов. И тогда Петр, стремясь постичь суть кораблестроения, сам берется за топор.
И вот с целью создания коалиции для борьбы против Турции за выход на Черное море Петр I в марте 1697 г. направляет «великое посольство» в Голландию, Англию и Венецию — морские державы той поры. Вместе с посольством было направлено более 100 человек для изучения кораблестроения и морского дела. В одну группу волонтеров под именем Петра Михайлова входил и Петр I.
Поездка продолжалась около полутора лет. Первое время Петр I работал в Амстердаме простым плотником на верфи Ост-Индской компании под руководством известного в те времена корабельного мастера Класа Поля. Четыре с половиной месяца усердно трудился русский царь у корабельного мастера, изучил все, что только мог, узнал все хитрости сложной специальности. Клас Поль был очень доволен работой царя-плотника, о чем красноречиво свидетельствует аттестат, выданный им Петру I: «Я, нижеподписавшийся, Геррит Клас Поль, корабельный мастер при Амстердамской камере привилегированной Ост-Индской компании, свидетельствую и удостоверяю по истине, что Петр Михайлов (находящийся в свите великого московского посольства в числе тех, которые здесь, в Амстердаме, на Ост-Индской корабельной верфи с 30 августа 1697 г. по нижеуказанное число жили и под нашим руководством плотничали) во времена благородного здесь пребывания своего был прилежным и разумным плотником, также в связывании, заколачивании, сплачивании, поднимании, прилаживании, натягивании, плетении, конопачении, стругании, буравлении, распиловании, мощении и смолении поступал, как доброму и искусному плотнику надлежит, и помогал нам в строении фрегата «Петр и Павел», от первой закладки его, длиною в 100 футов (от форштевня до ахтерштевня), почти до его окончания, и не только что под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучил основательно, но и уразумел эти предметы в такой степени, сколько мы сами их разумеем. Для подлинного удостоверения я подписал сие моею собственной рукой. Дано в Амстердаме, в нашем постоянном местопребывании на Ост-Индской верфи, 14 января в лето господне 1698 г, Геррит Клас Поль, корабельный мастер привилегированной Ост-Индской компании в Амстердаме» [Быховский И. А. Петровские корабелы. — Л.: Судостроение, 1982, с. 20.]
Такова история голландского фрегата «Петр и Павел», чертежи которого для постройки модели показаны на рис. 5 — 7.

Парусное вооружение и рангоут модели фрегата «Петр и Павел»

Рис. 5. Парусное вооружение и рангоут модели фрегата «Петр и Павел»:
I -.парус нижний блинд; II — бом-блинд; III -фок; IV - фор-марсель; V - фор-брам-сель; VI - грот: VII — грот-марсель; VIII — грот-брамсель; IX - крюйсель; X - крюйе-марсель, XI — бизань,
1 - бушприт; 2 - блинда-рей; 3 - блинда-марс; 4 - мачта на бушприте; 5 - бом-блинда-рей; 6 - фок-мачта; 7 - фор-марс; «-фор-стеньга; 9 - фор-салинг; 10 - фор-брамстеньга; 11 - фока-рей; 12 - Фор-марса-peй; 3 - фор-брам-реи; 14- грот-мачта; 15 -грот-марс; 16 - грот-стеньга; 17 - грот-салинг; 18 - грот-брам стеньга 19 - грота рей; 20 -грот-марса-реи, 21 - грот-брам-реи; 22 - бизань-мачта; 23 - крюис-марс; 24 - крюйсстеньга; 25 - бегин-рей; 26 - крюйс-марса-рей; 27 - бизань-рей.

Модель фрегата «Петр и Павел» (вид сбоку и сверху)

Рис. 6. Модель фрегата «Петр и Павел» (вид сбоку и сверху)

Модель фрегата «Петр и Павел» (теоретический чертеж, вид с кормы и с носа)

Рис. 7. Модель фрегата «Петр и Павел» (теоретический чертеж, вид с кормы и с носа)

Основные элементы корабля: длина максимальная — 32,85 м. длина по ватерлинии — 27,3 м, длина по килю — 24,0 м, ширина — 7,2 м, осадка — 2,75 м.
Работая под руководством Класа Поля, считавшегося одним из лучших в Голландии мастеров, Петр был разочарован не только в познаниях его, но и в познаниях всех других голландских мастеров, поскольку оказалось, что они не были сведущи в теории кораблестроения. Петр убедился, что голландские кораблестроители всего-навсего ремесленники, полагающиеся лишь на природную сметку и верность глаза. И Петр I переезжает в Англию, где пополняет свои знания по теории кораблестроения и морской практике. Глубокое изучение Петром всех отраслей морского дела оказалось той основой, на которой возросло славное будущее русского военного флота. Ученик возвратился на Родину мастером.
Петр I поставил целью вернуть России выход на побережье Балтийского моря, для чего овладеть Нарвой, а затем развивать действия в Ингрии и Карелии.
Начало борьбы России с Швецией за Балтику сильно зависело от успеха мирных переговоров с Турцией. Для заключения наиболее выгодного мира с Турцией русский посол Е. И. Украинцев в 1699 г. был отправлен в Константинополь на 46-пушечном корабле «Крепость», а до Керчи его сопровождала русская эскадра из 11 крупных кораблей и других судов, построенных в Воронеже в течение 1697 — 1699 гг. В июле 1700 г. с Турцией было заключено перемирие на 30 лет, по которому за Россией было оставлено устье Дона, а также города Азов и Таганрог. На Азовском море в Таганроге основывается первая военно-морская база.
К концу XVII в. кораблестроение в России уже располагало достаточным числом корабельных мастеров, хорошими чертежами, был накоплен некоторый опыт в кораблестроении. И вот в Воронеже в ноябре 1698 г. закладывается первый 58-пушечный линейный корабль русской постройки «Гото Предестинация» («Божье предвидение»). Этот корабль, спущенный в апреле 1700 г., строился без помощи иностранцев, по русским чертежам, под руководством молодых русских корабельных мастеров. Петр I сам разработал проект корабля и принимал личное участие в его строительстве. Для руководства постройкой корабля в свое отсутствие Петр I назначил одного из первых талантливых русских кораблестроителей Феодосия Скляева, обучавшегося перед этим корабельному делу в Венеции.
Корпус «Предестинации» имел пропорциональные размеры и плавные обводы. Корабль представлял собой типичный образец корабля конца XVII в. Его можно назвать не только первым 58-пушечным кораблем отечественной постройки, но и одним из первых произведений русского декоративного искусства в стиле петровского барокко. Резьба в носу и на корме, а также венки на пушечных портах были покрыты позолотой. Ставни портов изнутри были окрашены в огненно-красный цвет, а корпус корабля — белой краской с двумя голубыми полосами. На рис. 8 — 9 показаны чертежи корабля «Предестинация», разработанные заведующим сектором хранения моделей корабельной техники Центрального военно-морского музея А. Л. Ларионовым.
Основные размеры этого корабля были следующими: длина по килю 36 м, ширина 9,5 м, глубина трюма 2,9 м. Вооружение его состояло из 26 16-фунтовых орудий на нижнем деке, 24 8-фунтовых орудий на втором деке и 8 трехфунтовых орудий на юте.
После заключения мира с Турцией, воспользовавшись благоприятной международной обстановкой, Петр I двинул свою армию к северным границам с целью вытеснить шведов из Прибалтики, чтобы вернуть России побережье Балтийского моря. Так в 1700 г. началась Великая Северная война России со Швецией, которая продолжалась 21 год.
Швеция в то время была сильной морской державой. Петр I прекрасно понимал, что без наличия мощного флота Россия не сможет добиться выхода к морю. Были заложены новые судостроительные верфи на Свири, на Онежском и Ладожском озерах. Однако неустойчивые отношения с Турцией заставляли продолжать постройку кораблей и в Воронеже, а также на новых верфях — в Таврове (близ Воронежа) и Таганроге.
Корабли, строившиеся Ф. Скляевым, Р. Козенцем, Л. Верещагиным и другими кораблестроителями для Балтийского флота на новых верфях, значительно отличались от кораблей Азовского флота. Они обладали хорошими мореходными качествами, имели более высокую корму, большую осадку, у многих из них было по две батарейные палубы. К началу XVIII в. сложились все элементы военного корабля, которые с небольшими изменениями сохранились до конца деревянного кораблестроения.
Флоту нужны были многочисленные командные кадры. Для их подготовки в 1701 г. было открыто в Москве специальное морское учебное заведение — Навигацкая школа.
Начало войны со Швецией ознаменовалось появлением шведских кораблей (шнява и два галиота) в Белом море и нападением на Архангельск. Эта попытка была неудачной для Швеции. Шведы принуждены были уйти на одном галиоте, оставив в руках русских шняву и галиот. Петр I, укрепив Архангельск, начал там постройку двух малых фрегатов.
В 1702 г. основывается первая судостроительная верфь Балтийского флота в районе Тихвина на реке Сясь. В этом же году русские войска освобождают от врага Ладожское озеро и берут крепость Нотебург (Петрокрепость) при выходе Невы из Ладожского озера. Эта крепость была построена новгородцами на Ореховом острове еще в 1323 г.
1 мая 1703 г. (по ст. ст.) была взята крепость Ниеншанц (бывшая новгородская Новая крепость) при впадении реки Охты в Неву.
7 мая Петр I одержал на Неве свою первую победу в морском сражении, захватив два шведских военных корабля. Этот день считается датой рождения Балтийского флота. 16 мая в устье Невы, на Заячьем острове (Люст-Элан), закладывается Петропавловская крепость, а город, возникший возле нее, получает название Санкт-Петербург. Путь русскому флоту из Ладожского озера к морю был открыт. Для защиты Петербурга на острове Котлин была заложена крепость Кронштадт.

Модель корабля «Предестинация» (общий вид)

Рис. 8. Модель корабля «Предестинация» (общий вид)

Модель корабля «Предестинация» (вид сбоку и сверху)

Рис. 9. Модель корабля «Предестинация» (вид сбоку и сверху)

8 1705 г. закладывается крупнейшая в России С.-Петербургская адмиралтейская верфь, на базе которой позднее возникло Главное адмиралтейство. Начинается усиленное развитие Балтийского флота, строителем которого назначается лучший кораблестроитель того времени Феодосии Скляев. За период 1704 — 1711 гг. в С.-Петербурге было спущено на воду 32 крупных и около 170 мелких судов. В 1713 г. с С.-Петербургской верфи спускается на воду первый линейный 54-пушечный корабль «Полтава», проектированный Петром I и строившийся под его наблюдением. В том же году все управление флотом и кораблестроением переводится из Москвы в Петербург.
После того как русские войска при взаимодействии армии и флота занимают Гельсингфорс и Або, Финский залив становится свободным для развития морской торговли, а 27 июля (по ст. ст.) 1714 г. происходит крупнейшее морское сражение Северной войны у мыса Гангут (полуостров Ханко). В нем участвовали уже 18 линейных кораблей, 6 фрегатов и 99 гребных судов. Шведы были разгромлены. Победителям достались 9 шведских кораблей вместе с командующим Эреншильдом. Эта победа имела большое значение для всего дальнейшего хода войны со Швецией. В честь одержанной победы при Гангуте со стапелей Главного адмиралтейства спускается на воду 90-пушечный линейный корабль, названный «Гангутом».
В 1712 г. на Главном адмиралтействе кроме «Полтавы» был заложен еще ряд однотипных 60-пушечных линейных кораблей — «Екатерина», «Нарва», «Шлиссельбург», «Москва», «Ингерманланд» и др.
«Ингерманланд» — двухдечный 64-пушечный корабль был спущен на воду 1 мая (по ст. ст.) 1715 г. Это был один из лучших Кораблей своего времени. Он отличался удачной архитектурой, значительной огневой мощью, мореходными качествами и в течение ряда.лет оставался флагманским кораблем Балтийского флота. Проект и чертежи «Ингерманланда» были разработаны самим Петром I. В него Петр I вложил все свои знания и удивительную энергию. Строительство корабля вел талантливый мастер Р. Ко-зенц, который в 1712 г. приказом Петра I был переведен из Воронежа в С.-Петербург. «Ингерманланд» имел усовершенствованное парусное вооружение, на его высоких фок- и грот-мачте появились третьи паруса — брамсели. Участвуя в кампаниях 1714, 1718, 1719 И 1721 гг., «Ингерманланд» нес царский штандарт и оставался любимым детищем Петра I.
К сожалению, ни модели, ни подлинных чертежей, достоверно изображающих этот корабль, не сохранилось. Находящаяся в Центральном военно-морском музее модель «Ингерманланда» оказалась (как теперь выяснилось) изображением не петровского «Ингерманланда», а «Ингерманланда» более поздних времен; такое название в русском флоте носили шесть кораблей.
Первые большие исследования по воссозданию чертежа корпуса «Ингерманланда» произвел в 1835 г. (по заданию Ученого комитета Главного морского штаба) выдающийся строитель парусных линейных кораблей А. А. Попов. Реконструированный им чертеж и сделанная опись давали полное представление об этом замечательном корабле. В наше время поиск и большие исследования произвел историк И. А. Иванов. Использовав изыскания А. А. Попова, а также старинные гравюры и другие исторические материалы, он реконструировал рангоут и такелаж «Ингерманланда» (рис. 10 — 13).
«Ингерманланд» имел мощное по тем временам артиллерийское вооружение. На нижнем деке (гондеке) стояли 24 30-фунтовых орудия, на верхнем (опердеке) — столько же 16-фунтовых, на шканцах — 14 14-фунтовых, на баке (форкастеле) — 2 двухфунтовых орудия. Корабль имел внушительные для того времени раз-Меры: длину — 52 м, ширину — 14 м, глубину трюма — 6 м.
Строительство русского флота в С.-Петербурге продолжалось первый трехдечный 90-пушечный линейный корабль «Лесное», в создании которого непосредственно принимал участие Петр I. Строятся и другие корабли. В 1719 г. флот насчитывал уже 28 линейных кораблей, а на верфях строилось еще 10 таких кораблей.
В Кронштадте началась постройка канала (Петровский док) для ремонта и обшивки кораблей. Этот док сохранился и действует поныне. 27 июля (по ст. ст.) 1720 г. под командованием М. М. Голицына была одержана победа у о. Гренгам. Морской бой закончился захватом четырех шведских фрегатов, а десантные операции на берегах Швеции окончательно закрепили за Россией берега Балтики. В 1721 г. между Россией и Швецией был Заключен Ништадтский мир. Российское государство прочно и на-Ьечно утвердилось на берегах Балтийского моря.
Всего за период деятельности Петра I в области развития судостроения (1688 — 1725 гг.) было построено 1104 судна для Балтийского, Белого, Азовского, Черного и Каспийского морей. Из общего числа построенных кораблей 148 представляли линейные корабли и фрегаты. Ко времени кончины Петра I (1725 г.) военный флот России, необходимый для обеспечения выхода России к морю, без которого невозможно было ее дальнейшее развитие, был наиболее передовым, наиболее организованным и одним из самых могущественных в мире.
Все проведенные. Петром I преобразования внутри страны, в армии и флоте, его внешняя политика превратили Россию в мировую морскую державу. Значение всех этих мероприятий было велико для дальнейшего развития нашей страны.

Модель корабля «Ингерманланд» (общий вид)

Рис. 10. Модель корабля «Ингерманланд» (общий вид):
1 — княвдигед с носовым украшением; 2 — степс; 3 — крамбол; 4 — судовой колокол; 5 — руслени; б — бархоуты (усиленная обшивка); 7 — ахтерштевень; 8 — перо руля; 9 — галерея; 10 — кормовые фонари; 11 — флагшток; 12 — 16-фунтовое орудие; 13 — 4-фунтовое орудие; 14 — 30-фунтовое орудие; 15 — бушприт; 16 — блинда-марс; 17 — мачта на бушприте; 18 — стеньга на бушприте: 19 — блинда-рей; 20 — бом-блинда-рей; 21 — фок-мачта; 22 — фор-марс;23 — фор-стеньга; 24 — фор-салинг; 25 — фор-брам-стеньга; 26 — клотик; 27 — фока-рей; 28 — фор-марса-рей; 29 — фор-брам-рей; 30 — грот-мачта; 31 — эзельгофт фок-мачты; 32 — эзель- гофт грот-мачты; 33 — грот-стеньга; 34 — грот-салинг; 35 — грот-брам-стеньга; 36 — грот-бом-брам-стеньга; 37 — грота-рей; 38 — грот-марса-рей; 39 — грот-брам-рей; 40 — бизань-мачта;41 — грот-рей; 42 — бизань-марс; 43 — бизань-стеньга (крюйс-стеньга); 44 — крюйс-салинг; 45 — крюйс-брам-стеньга; 46 — бизань-рей; 47 — бегии-рей; 48 — крюйс-марса-рей; 49 — блинд; 50 — бом-блинд; 51 — фок; 52 — фор-марсель; 53 — фор-брамсель; 54 — грот; 55 — грот-марсель; 56 — грот-брамсель; 57 — бизань; 58 — крюйсель; 59 — блинда-шкот; 60 — бом-блинда- шкот.

Модель корабля «Ингерманланд» (вид сбоку и сверху, детали)

Рис. 11. Модель корабля «Ингерманланд» (вид сбоку и сверху, детали):
1 — крамбол; 2 — судовой колокол; 3 — кормовые фонари; 4. — спардек; 5 — бак; 6 — шканцы; 7 — баркаэЗ 8 — утка; 9 — нагельная планка; 10 — кофель-планка; 11 — шпиль; 12 — 16-фунтовое орудие; 13 — 4-фунтовое орудие; 14 — входной люч 15 — румпель и правило; 16 — 30-фунтовое орудие: П — блинда-марс; IS — эзельгофт грот-мачты; 19 — грота-peflj; 20 — грот-марс; 21 — юферсы; 22 — руслени; 23 — грот-марса-рей.

Стоячий такелаж и детали модели корабля «Ингерманланд»

Рис. 12. Стоячий такелаж и детали модели корабля «Ингерманланд»:
1 — фок-ванты; 2 — грот-ванты; 3 — бизань-ванты; 4 — фор-стень-ванты; 5 — грот-стень-ванты; 6 — крюйс-стень-ванты; 7 — блинда-ванты; 8 — фока-штаг; 9 — грота-штаг; 10 — бизань-штаг; 11 — фор-стень-штаг; 12 — грот-стень-штаг; 13 — бизань-стень-штаг; 14 — фор-брамштаг; 15 — грот-брам-штаг; 16 — крюйс-брам-штаг; 17 — грот-бом-брам-штаг; 18 — фор-стеньбакштаг; 19 — грот-стень-бакштаг; 20 — крюйс-стень-бакштаг; 21 — штаг-тали; 22 — тали на юферсах; 23 — шпиль; 24 — якорь; 25 — утка.

Бегучий такелаж и детали модели корабля «Ингерманланд»

Рис. 13. Бегучий такелаж и детали модели корабля «Ингерманланд»: 1 — парус блинд; 2 — парус бом-блннд; 3 — парус фок; 4 — фор-марсель; 5 — фор-брамсель; ( — парус-грот; 7 — грот-марсель; 8 — грот-брамсель; 9 — бизань; 10 — крюйсель; 11 — блинда-шкот; 12 ~ бом-блннда-шкот; 13, 14 — гитовы; 15 — фока-шкот; 16 — фока-галс; 17 — фока-мокгордени; 18 — фока-бык-гордени; 19 — шпрюйт-фока-булини; 20 — фока-марс-шпрюйт-булини; 21 — фока-брам-шпрюйт-булини; 22 — фор-марса-бык-гордени; 23 — фока-марс-нок-гордени;, 24 — грота-шкот; 25 — гитовы; 26 — грота-брасы; 27 — грота-марса-брасы; 28 — грот-брам-мар-са-брасы; 29 — грот-топенанты; 30 — грот-марса-топенанты; 31 — грот-брам-марса-топенанты; 32 — крюйс-топенанты; 33 — крюйс-марса-топенанты; 34 — блинда-топенанты; 35 — дирик-фал; 36 — кофель-планка; 37 — 16-фунтовое орудие; 38 — нагель-планка; 39 — судовой колокол.

Вершиной кораблестроительного искусства Петра I был спроектированный им первый трехдечный 100-пушечный линейный корабль «Петр I и II», который был заложен в 1723 г. на С.-Петербургской верфи и спущен на воду 19 июня (по ст. ст.) 1727 г.

§ 3. Судостроение во второй половине XVIII в.

После смерти Петра I достойных продолжателей его дела не оказалось. Разгорелась борьба за престол среди отдельных групп Дворян, претенденты на престол сменяли друг друга. За 37 лет после смерти Петра I было совершено пять дворцовых переворотов. На политику царского двора сильное влияние стали оказывать всевозможные иностранные авантюристы, тайно и явно служившие иностранным державам. Их деятельность была направле-на на ослабление русского военно-морского могущества. Правящая верхушка повела дело так, будто флот — излишняя обуза для государства. Денежные средства на его содержание все время сокращались и задерживались. Строительство русского флота почти прекратилось, о нем вспоминали только во время войны. Задержка в отпуске средств на содержание флота отражалась и на состоянии русских портов. Гавани в Кронштадте обмелели и были засорены старыми корабельными остовами.
Однако благодаря усилиям русских патриотов-моряков, ученых и политических деятелей, а также части купечества, которая была заинтересована в усилении внешней торговли страны во второй половине XVIII столетия флот начал возрождаться.
В 1762 г. царь Петр III (поклонник прусачества) был свергнут с престола и к власти пришла Екатерина П. Она объявила себя продолжательницей дела Петра I. Ею были приняты меры к усилению военно-морской мощи государства. Флот России стал восстанавливаться, были приняты меры и по подготовке личного состава флота.
С объявлением Турцией войны (1768 г.) Россия готовит две эскадры для борьбы с турецким флотом. В 1769 г. в Средиземное море из Кронштадта была отправлена эскадра под командованием адмирала Спиридова в составе семи линейных кораблей и восьми других судов. В Копенгагене к ним присоединился еще один линейный корабль «Ростислав». Флагманским кораблем у Спиридова был 66-пушечный линейный корабль «Евстафий». Вскоре в Средиземное море была послана вторая эскадра — три линейных корабля, два фрегата и четыре других судна. Линейный корабль «Тверь», получив в пути повреждения в рангоуте, вернулся в Ревель и в экспедиции не участвовал. Общее командование над соединенной эскадрой принял Алексей Орлов. Соединенная эскадра 24 июня (по ст. ст.) 1770 г. встретилась у о. Хиос вблизи Чесменской бухты с турецким флотом, состоявшим из 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и многих других кораблей. После боя турецкий флот отступил в Чесменскую бухту, где был блокирован и 26 июня уничтожен почти полностью русскими кораблями. В 1774 г. с Турцией был заключен Кучук-Кайнарджийский мирный договор, по которому России переходила огромная территория — от устья Днепра до Азова, часть прикубанских и приазовских земель.
Чесменское сражение свидетельствовало, что в России возродился сильный, боеспособный флот. Всего за время Архипелаг-ской кампании 1769 — 1774 гг. в Средиземное море было послано из Балтийского моря 5 эскадр, составивших флот из 20 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирского корабля и большого количества легких и вспомогательных судов. В боевых операциях за этот же период было взято у противника 1 линейный корабль, 8 фрегатов, 5 галер и более 20 мелких судов.
Кораблестроение в России вновь стало быстро развиваться. Усиленно заработали верфи в Петербурге, Кронштадте и Архангельске. За 10 лет (1772 — 1782 гг.) на этих верфях было построено 25 линейных кораблей, 17 фрегатов и 13 других мелких судов.
Корабли начали строить сериями по утвержденным учеными комиссиями образцам.
С 1781 г. была введена медная обшивка подводной части корпуса корабля для предохранения ее от древоточца и обрастания ракушками. Уже в это время на русских верфях строились линейные трехдечные корабли с числом пушек от 54 до 100. На нижней палубе устанавливали 36-фунтовые орудия, на средней — 24-фунтовые и на верхнем деке — 18-фунтовые. На фрегатах размещали от 32 до 44 18-фунтовых пушек.
Виднейшим русским кораблестроителем конца XVIII в. был А. С. Катасанов. По его проектам были построены лучшие линейные корабли того времени — 100-пушечные «Ростислав» и «Георгий Победоносец».
После поражения в Северной войне Швеция в течение XVIII в. дважды пыталась вновь захватить у России Балтийские берега и восстановить утраченное господство на Балтике. Заключив союз с Турцией и воспользовавшись тем, что главные силы русской армии были сосредоточены на фронте против Турции, Швеция в июне 1788 г. без объявления войны начала военные действия.
Неожиданное нападение Швеции поставило Россию в затруднительное положение. России пришлось вести войну одновременно на два фронта: против Турции и Швеции. 26 июля 1788 г. произошло первое крупное (Гогландское) сражение. Русским флотом командовал адмирал С. К. Грейг, у него было 17 линейных кораблей, 8 фрегатов против шведских 18 линейных кораблей, 8 фрегатов и 8 мелких кораблей. В результате Гогландского сражения шведский флот потерпел крупную неудачу и вынужден был для приведения себя в порядок укрыться в Свеаборге, где и был блокирован русским флотом. И только с наступлением осенних непогод (в октябре 1788 г.) эта блокада была снята, русский флот перешел на зимнюю стоянку в Ревель.
За период войны со Швецией (1788 — 1790 гг.) было проведено много морских сражений (Гогландское, Эландское, первое Рочен-сальмское, Фридрихсгамское, Ревельское, первое Красногорское, второе Красногорское, Выборгское, второе Роченсальмское и др.), но мы остановимся только на некоторых. В Ревельском сражении (2 мая 1790 г.) шведский флот, состоящий из 22 линейных кораблей, 4 фрегатов и 4 мелких судов, атаковал стоящую на Ревельском рейде русскую эскадру адмирала Чичагова, насчитывающую 10 линейных кораблей, 5 фрегатов и несколько мелких судов. После двухчасового сражения шведский флот прекратил атаку и отступил, потеряв 2 линейных корабля. Один из них с экипажем 520 человек был вынужден сдаться русским. На остальных кораблях шведы потеряли более 200 человек. Потери русских были: 8 убитых и 27 раненых.
В ходе Выборгского сражения (22 июня 1790 г.) шведский флот потерял захваченными, сожженными и потопленными 64 судна (7 линейных кораблей, 3 фрегата и 54 различных судна). 3 августа 1790 г. война окончилась, Швеция признала себя
побежденной. Был заключен мир, по которому все побережье Финского залива окончательно перешло во владение России.
В 1787 г. Турция, не выполнившая условий Кучук-Кайнар-джийского мира, снова объявила войну России. Таким образом, одновременно со шведской войной России пришлось вести войну и на юге против Турции. Но к этой войне Россия была вполне подготовлена. В 1778 г. в устье Днепра был заложен новый порт Херсон со стапелями для постройки линейных кораблей и фрегатов. А уже в 1783 г. с них был спущен первый 66-пушечный. линейный корабль «Слава Екатерины». В 1787 г. в Херсоне было спущено еще четыре 66-пушечных линейных корабля. В 1783 г. к России был присоединен Крым и основан город Севастополь,, ставший главным портом Черноморского флота. В 1789 г. был основан Николаев с большой корабельной верфью. Первым военным кораблем, построенным на ней в 1790 г., стал фрегат «Святой Николай» длиною 46,75 м, шириной 12,96 м, вооруженный 44 пушками. А в 1794 г. был спущен на воду будущий флагманский линейный корабль Ф. Ф. Ушакова «Святой Павел».
В войне 1787 — 1791 гг. эскадра Черноморского флота под командованием вице-адмирала Ушакова одержала ряд блестящих побед над турецким флотом в сражениях у о. Фидониси (июль 1788 г.), в Керченском проливе (июль 1790 г.), у Тендры (август 1790 г.) и у мыса Калиакрия (июль 1791 г.).
После французской революции 1789 г., в годы правления Директории (1795 — 1799 гг.), французская буржуазия становится на путь активной захватнической внешней политики с целью утверждения господства Франции над Центральной Европой, Италией и Ближним Востоком. Вторжение французов в Египет, откуда Бонапарт хотел угрожать Индии, затрагивало интересы не только Англии, но и России. Вторжение французов в Египет превратило Турцию в непримиримого врага Франции. Захват французами Северной Италии, находящейся под властью Австрии, обусловило участие Австрии в новой войне против Франции. Все это привело в 1798 г. к образованию коалиции против Франции. Ее основными участниками были Англия, Австрия, Россия и Турция, а также Неаполитанское королевство. 22 августа 1798 г. Турция объявляет войну Франции, между Турцией и Россией заключается союз для совместных действий против Франции. Общее руководство боевыми действиями соединенных русско-турецких эскадр возлагается на вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова. Поход в Средиземное море Ф. Ф. Ушакова в 1798 — 1799 гг. был вершиной его славы.
Русская черноморская эскадра в составе 6 линейных кораблей, 7 фрегатов и 3 бригов с десантом солдат снялась с якорей и взяла курс в Средиземное море. На «Святом Павле» — флагмане эскадры — развевался флаг знаменитого флотоводца. Эскадра, пройдя Босфор и Дарданеллы, выступила против морских и сухопутных сил наполеоновской Франции, оккупировавших Ионические острова. Русские войска блокировали захваченную французами крепость на о. Корфу, которая считалась неприступной.
С исключительным мастерством организовав взаимодействие флота и сухопутных войск, русский адмирал блистательно провел сложную и смелую операцию. Крепость была взята. Акт о капитуляции гарнизона был подписан 20 февраля (по ст. ст.) 1799 г. на флагманском корабле Ушакова «Святой Павел».
Русский флот действовал совместно и согласованно с армией А. В. Суворова. Получив известие о взятии о. Корфу, великий русский полководец воскликнул: «Ура русскому флоту! Зачем не был я при Корфу хотя мичманом» [Боевая летопись русского флота. — М.: Воениздат, 1948, с. 153]. За взятие о. Корфу Ф. Ф. Ушаков был произведен в адмиралы.

Линейный двухдечный корабль «Святой Павел» был заложен в Николаеве в 1791 г., а спущен на воду в 1794 г. Он имел длину 54,8 м, ширину 15,25 м, осадку 6,82 м. Вооружение его состояло из 30 24- и 36-фунтовых пушек на гондеке, 32 24- и 26-фунтовых пушек на опердеке и 24 18-фунтовых пушек на баке, юте и шкантах. Корабль по своей конструкции многим отличался от линей-|ных кораблей более ранней постройки. Его бак и шканцы были сделаны без прежних возвышений и имели общую палубу. Он уже не имел пышных декоративных украшений, которые были так модны в эпоху стиля барокко. Лишь над бушпритом, на княвдиге-,де была поясная фигура святого Павла, вытесанная из дерева и -покрытая позолотой. Линейный корабль «Святой Павел» имел более совершенное парусное вооружение (рис. 14 и 15). Здесь уже нет паруса бом-блинда на бушприте корабля, но зато в носу корабля появились кливера и стаксели, поставлены стаксели и между мачтами.
Ф. Ф. Ушаков был выдающимся новатором русского военно-морского искусства, талантливым флотоводцем и бесстрашным моряком. Умелое маневрирование помогало ему громить вдвое превышающего численностью противника. Так, в бою при Калиак-рии в 1791 г. у турок было 78 кораблей против 38 русских, и все-таки эскадра султана потерпела поражение.

§ 4. Судостроение в первой половине XIX в.

Окрыленная победами, одержанными в морских битвах, Россия продолжала усиленно развивать свой военно-морской флот. За четверть века (1801 — 1825 гг.) на русских верфях было построено более сотни линейных кораблей и фрегатов. В конструкцию кораблей к этому времени были внесены значительные усовершенствования. Применявшееся иногда и раньше покрытие подводной части корпуса корабля медью стало обязательным. Нижние орудийные порты подняли еще выше над водой. На всех кораблях каменный балласт заменили чугунным, а вместо якорных пеньковых тросов стали все шире применять стальные цепи. На прежних кораблях возвышенный ют (кормовая надстройка), иног-Да имевший два этажа, препятствовал управлению парусами и ухудшал остойчивость корабля. Большие свесы кормы подвергались сильным ударам волн, расшатывавшим корпус корабля. Наг кораблях новой постройки бак и ют корабля соединили сплошной палубой. В результате получилась дополнительная батарейная палуба, улучшилось управление парусами.
В первой половине XIX в. Турция еще дважды (1806 — 1812 гг.„ 1827 — 1829 гг.) пыталась отбросить Россию от берегов Черного моря, но все эти попытки были напрасными. Русские корабли, пришедшие из далекой Балтики в Средиземное море под командованием вице-адмирала Н. А. Сенявина, закрыли выход из узкого Дарданелльского пролива и блокировали Стамбул. Турецкие адмиралы предприняли попытки разбить Сенявина и открыть выход, из Дарданелл. Сражение, разыгравшееся в мае 1807 г. у Дарданелл, окончилось поражением турок. Турецкому флоту едва удалось избежать полного разгрома, русские корабли снова блокировали пролив.
В июне 1807 г. турецкие адмиралы предприняли новую попытку снять блокаду своей столицы. Русская эскадра, обнаружив турецкие корабли, начала их преследовать, и 19 июня (по ст. ст.) у Афонского мыса произошел бой между турецкой и русской эскадрами. В составе турецкой эскадры насчитывалось 10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 3 шлюпа и 2 брига, в русской — только 10 линейных кораблей. Уже после получаса упорного боя турки не выдержали натиска русских кораблей и начали отступать. Эскадра Сенявина продолжала громить турецкие корабли, которые в беспорядке продолжали отходить и снова укрылись в Дарданеллах. Турецкий флот потерял 3 линейных корабля, 4 фрегата и одно малое судно. Сенявин на корабле «Твердый» атаковал один из. турецких флагманских кораблей. Через короткое время на турецком корабле не оказалось парусов и реев, на нем были сбиты: орудия. Корабль был захвачен в плен вместе с турецким адмиралом. Афонское сражение окончилось полной победой русского флота.

Парусное вооружение и бегучий такелаж рангоута модели линейного корабля «Святой Павел»

Рис. 14. Парусное вооружение и бегучий такелаж рангоута модели линейного корабля «Святой Павел»

Модель линейного корабля «Святой Павел» (теоретический чертеж, вид сбоку, сверху, с кормы и с носа)

Рис. 15. Модель линейного корабля «Святой Павел» (теоретический чертеж, вид сбоку, сверху, с кормы и с носа)

Остальное можете прочесть, скачав книгу А.С. Целовальников. Справочник судомоделиста. Модели парусных кораблей. Том 3 полностью:

скачать книгу с freeswimming.ru [2,44 Mb]



???

Категория: Каюта | Просмотров: 26475 | Добавил: Devil


[ Сообщить о нерабочей ссылке ]

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Новое на сайте
[10.05.2012]
[Чертежи]
Плот Кон-Тики / Kon-Tiki
[16.01.2012]
[Мастерская]
Галеон Сан Джованни Батиста. (Часть 8)
[09.12.2011]
[Видеогалерея]
Наука 2.0. ЦНИИ имени Крылова. Укрощение воды, смотреть онлайн
[08.12.2011]
[Чертежи]
Бот Святой Гавриил М1:48
[17.11.2011]
[Видеогалерея]
Гавань возрожденных кораблей. Часть 3, смотреть онлайн

Блог моделиста
[10.11.2011]
[Статьи и заметки]
Какие суда строили в Древней Руси?
[31.10.2011]
[Сан Джованни Батиста]
Великие парусники - галеон XVII века Сан Джованни Батиста №77
[31.10.2011]
[Сан Джованни Батиста]
Великие парусники - галеон XVII века Сан Джованни Батиста №76
[18.10.2011]
[Словари и памятки]
Краткий морской словарь

Календарь новостей
« Сентябрь 2011
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив новостей
Друзья сайта
ArmourBook - библиотека брони



Rambler's Top100

Freeswimming.ru © 2009-2015
Вся информация на сайте представлена исключительно в ознакомительных целях
Создать сайт бесплатно