Пятница, 04.05.2012
-=Свободное плавание=-
Меню сайта
Категории блога
Словари и памятки
Выставки
Сан Джованни Батиста
Легендарные личности
Великие сражения
Интересные факты
Каюта
Статьи и заметки
Реклама
Блог 2011 Октябрь 17 Первые корабли
???
13:58
Первые корабли



Первые корабли



Кто первым пустился в плавание?

Никто в точности не знает, как зародилось судоходство и как выглядело первое средство передвижения по воде. Может быть, это была лодка, выдолбленная из цельного ствола дерева, а может быть, и нет.
Неизвестно, кто и когда впервые пустился в плавание. Одно лишь можно утверждать с уверенностью: наши предки, конечно же, решились на это не ради забавы.

Голод вынуждал их ловить рыбу и заниматься обменом с соседними племенами. В тех краях, где росли леса, люди переправлялись по воде, усевшись на ствол дерева или на несколько связанных вместе стволов. А три-четыре скрепленных между собой бревна – это уже плот. Вскоре люди научились с помощью шестов или какого-то подобия весел управлять своими суденышками. Позже они стали задумываться над тем, какую форму им придать. Если вначале они просто верхом садились на бревно, то теперь начали выдалбливать его и заострять спереди. Так был создан челн-однодеревка. Потом к стволу стали прибивать доски-бортики, наращивая его в высоту. В результате появились набойные суда. Со временем кому-то пришла в голову мысль использовать силу ветра. Древний мастер установил на своей лодке мачту и прикрепил к ней парус. Первоначально парусом, по-видимому, служила звериная шкура.

Кто построил первые корабли?

Древни обитатели Центральной Европы не могли строить челны-однодеревки, ибо в конце ледникового периода (около 8 тыс. лет до н.э.), когда сюда проникли первые кочевые племена охотников, деревья в этих краях еще не росли.

Повсюду расстилалась тундра, так что сооружать плоты и лодки было не из чего. Между тем путь нередко преграждали широкие потоки талой воды. Оленьи стада с легкостью уходили от охотников, переплывая эти холодные реки. Кочевники вначале пытались настигнуть оленей, надувая звериные шкуры и пускаясь на них вплавь. Затем у них появились первые примитивные лодки, сделанные все из тех же звериных шкур. Постепенно они совершенствовались, становились жестче. Некоторое представление о них может дать эскимосский каяк, каким народы севера пользуются и поныне.
Со временем на месте тундры выросли густые леса, и лодки стали выдалбливать из стволов. Один такой челн-однодеревка, изготовленный 8300 лет назад, обнаружен в 1955 году в Голландии.




Кто были первые мореплаватели?


Наша цивилизация зародилась в Средиземноморье. Первыми научились строить относительно большие корабли египтяне. Уже в третьем тысячелетии до н. э. они перевозили по воде из дельты Нила к его верховьям зерно и скот. В плавание они пускались на лодках, связанных из тростника, так как этот край был беден лесами. Тростниковые лодки были оснащены парусом, которым пользовались при попутном ветре; в другое же время приходилось грести веслами или отталкиваться от дна шестами. Примерно за полторы тысячи лет до н. э., когда египтяне стали ввозить доски и бревна из Финикии, у них появились и деревянные суда. В гробницах фараонов найдены модели судов того времени, которые позволяют заключить, что кораблестроение в Египте достигло весьма высокого уровня.
Однако около 1200 года до н. э. Древний Египет начинает постепенно приходить в упадок, уступая пальму первенства другим государствам. Если египтяне во время морских плаваний никогда не удалялись от берега, то жители Крита научились пересекать Средиземное море, отделявшее их от соседних народов. Критяне первыми придумали шпангоуты — своеобразные «ребра» корпуса и днища. Так у кораблей возник твердый каркас. Но подлинной страной мореходов была Финикия.

Финикийцы, перенявшие способ строительства судов у критян, вскоре стали хозяевами Средиземноморья. После 800 года до н. э. они достигли берегов современных Франции и Англии и даже обогнули Африку. В море финикийцы выходили не только ради торговли. Нередко они нападали на прибрежные государства и грабили их. В таких случаях они пользовались длинными узкими гребными судами с тараном.



Суда древних греков и римлян

Начиная с IX века до н. э. судоходство развивается также у древних греков. Греческие корабли поначалу создавались по образцу финикийских, однако со временем они совершенствовались. Греки в первую очередь строили военные корабли — галеры. В движение их приводили главным образом гребцы. Это было очень удобно, так как гребное судно позволяло в любую погоду, невзирая на направление ветра, преследовать и атаковать неприятеля, а если он оказывался сильнее — легко уходить от него. Чтобы судно двигалось быстрее, гребцов рассаживали в несколько рядов.



На биреме гребцы сидели в два ряда. Позже стали строить триремы с тремя рядами гребцов и даже корабли с четырьмя-пятью рядами весел. Триремы достигали в длину сорока метров, управляло же ими до четырехсот гребцов. На борту одного такого судна находились сотни воинов. Когда могущество Древней Греции пало, за господство в Средиземноморье стали соперничать римляне и карфагеняне. Карфаген, основанный в IX веке до н. э. финикийцами, был морской державой. Рим же не имел собственного флота вплоть до 264 года до н. э., когда разразилась первая из Пунических войн. Только тогда римляне принялись строить огромные военные корабли по образцу греческих и финикийских.



При этом они придумали одно очень важное новшество: так называемый абордажный мостик. При нападении на вражеское судно этот мостик сбрасывался на его палубу — и римские воины, устремляясь по нему навстречу неприятелю, брали корабль штурмом. Благодаря такой тактике римляне в 260 году до н. э. разбили карфагенян при Милах. Так закладывались основы их будущего мирового господства. Вскоре римляне завоевали все Средиземноморье и Центральную Европу. Гребцами на быстроходных военных судах чаще всего становились пленные и рабы. Их приковывали к лавкам цепями, чтобы они не взбунтовались и не сбежали.



Гребные суда строились и в средние века. Еще в 1571 году в битве при Ле- панто, где испанский флот противостоял турецкому, были использованы галеры. Дольше же всего — до второй половины XVIII века — галеры сохранялись в военных флотах России и Швеции: эти суда позволяли легко плавать по узким извилистым заливам-шхерам Балтики.

На каких кораблях плавали викинги?

Мы уже упоминали, что финикийцы добирались на своих кораблях до Англии и даже обогнули Африку. И все же древние предпочитали плавать вдоль берегов. Навигация в те времена только зарождалась, и у моряков, конечно же, не было ни компаса, ни хронометра. Только в средние века люди стали заходить далеко в открытое море. Первыми такими мореплавателями были норманнские викинги. Скандинавские народы — независимо от средиземноморских — добились больших успехов в кораблестроении. Ведь в северных морях особенно часты штормы, и выдержать их могли только очень крепкие суда.
После 800 года н. э. викинги начали выходить в Атлантический океан. Они строили как военные, так и торговые суда — не слишком широкие, зато в длину достигавшие 26 метров. Носовую часть и корму военных кораблей украшали искусно вырезанные из дерева звериные головы, поднимавшиеся высоко над палубой. Конструкция торговых
судов была сложнее, а украшений на них было куда меньше. Чаще всего корабли шли под парусами, только в штиль или при необходимости повернуть против ветра моряки брались за весла.
Поначалу викинги были грозой североевропейских стран, на берега которых совершали опустошительные набеги, однако впоследствии они показали себя хорошими торговыми партнерами. Норманны проникали и в Средиземноморье — из Атлантики или по русским рекам через Черное море (на Руси эта дорога была известна как путь из варяг в греки). В Северной Европе, на родине викингов, археологи находят даже арабские монеты, что красноречиво свидетельствует о том, как далеко заплывали эти мореходы. Сегодня уже никто не сомневается, что около тысячи лет назад викинги под началом Лайфа Эриксона достигли берегов Северной Америки.

???

Категория: Статьи и заметки | Просмотров: 1099 | Добавил: Devil


[ Сообщить о нерабочей ссылке ]

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Новое на сайте
[16.01.2012]
[Мастерская]
Галеон Сан Джованни Батиста. (Часть 8)
[09.12.2011]
[Видеогалерея]
Наука 2.0. ЦНИИ имени Крылова. Укрощение воды, смотреть онлайн
[08.12.2011]
[Чертежи]
Бот Святой Гавриил М1:48
[17.11.2011]
[Видеогалерея]
Гавань возрожденных кораблей. Часть 3, смотреть онлайн
[17.11.2011]
[Видеогалерея]
Гавань возрожденных кораблей. Часть 2, смотреть онлайн

Блог моделиста
[10.11.2011]
[Статьи и заметки]
Какие суда строили в Древней Руси?
[31.10.2011]
[Сан Джованни Батиста]
Великие парусники - галеон XVII века Сан Джованни Батиста №77
[31.10.2011]
[Сан Джованни Батиста]
Великие парусники - галеон XVII века Сан Джованни Батиста №76
[18.10.2011]
[Словари и памятки]
Краткий морской словарь

Календарь новостей
« Октябрь 2011
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив новостей
Друзья сайта
ArmourBook - библиотека брони



Rambler's Top100

Freeswimming.ru © 2009-2012
Вся информация на сайте представлена исключительно в ознакомительных целях
Создать сайт бесплатно